Необычные подарки и выездная съемка
Фотоколлаж
Галерея картин
женский портрет
мужской портрет
другое
Багет

Статьи

Выездная фотосъёмка

Контакты
 

{1}

Фотомонтаж и Фотоколлаж

Наверное все слышали и знают о фотомонтажах. Допускаю, что о коллажах слышали многие, но не все. Спорить на тему "что есть что" можно бесконечно долго.

Если заглянуть в словарь иностранных слов (см. ниже), то основные отличия более-менее станут понятными. Хотя все можно оспорить. Почему одно нельзя назвать другим? Видимо можно. Да, большинство (включая и меня) именно так и делают. По большому счету, если вам понравилось какое-то составное изображение, не все ли равно под какую категорию оно попадает?

Лично мне больше нравится определение "коллаж" или "фотоколлаж". Что-то красивое есть в самом слове. А под понятием "фотомонтаж" многие привыкли понимать нечто грязное и не совсем честное. Это относится... Ну, вы поняли о чем я...

Коллаж (фр. collage букв. наклеивание) - технический прием в изобразительном искусстве - наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, а также произведение, целиком выполненное этим приемом.

Монтаж (фр. montage) - подбор и соединение отдельных частей чего-либо в одно целое для создания единства, законченного произведения.

Фотомонтаж - составление из фотоснимков или их частей, иногда дополняемых рисунками, единой в художественном и смысловом отношении композиции; плакат, реклама и т.п., составленные таким путем.

Принято считать, что большую часть работ современных художников-оформителей можно отнести к разряду цифровых фотомонтажей. Если не брать во внимание различия в сюжете, то основным различием между коллажами и монтажами является качество их исполнения. К составлению отдельных фрагментов изображения в единое целое, выбору освещения, подбору цветовой гаммы и т.д. относятся более критично при создании именно фотомонтажей. Основная цель - добиться полной иллюзии правдоподобности и натуральности (скажу честно, далеко не всегда это удается). Что касается коллажей, то зачастую это просто результат вырезания и вклеивания отдельных фрагментов изображения.

Как было сказано выше, мое отношение к этим двум понятиям выражается в том, что я не стремлюсь точно разделить все свои изображения на коллажи и монтажи. Только некоторые фотографии однозначно можно назвать фотомонтажами. Большую же часть легко можно отнести как к одной, так и к другой категории. Все очень условно. Но тем не менее некоторые критерии для себя я все же определил. Несмотря на то, что и в том и в другом случаях основным является составление изображения из нескольких фотографий или фрагментов, в фотомонтаже качество этого составления должно быть на порядок выше. Стыковка фрагментов в идеале должна быть настолько незаметной, чтобы не возникало и мысли, что это именно фотомонтаж. Но и сами фотомонтажи я хотел бы разделить на реалистичные и вымышленные. В первом случае используются самые обычные предметы, интерьер и т.д. Одним словом все то, что мы привыкли видеть в реальной жизни. Картинку "Не подходи" я бы отнес именно к этому типу. На ней я просто "перенес" вполне реальную птицу, снятую в Новосибирском зоопарке на другой, не менее реальный фон. Вроде бы как все по-настоящему. Подобные фотомонтажи можно найти в огромном количестве в интернете. Только тематика у них почему-то почти всегда одна: лицо какой-нибудь знаменитости (преимущественно женского пола) "приклеивается" к телу на котором из одежды только туфли. И такие "фотографии" пользуются большой популярностью. Ну, что ж, спрос определяет предложение...

Другой тип фотомонтажей также может состоять из обычных предметов, но к реальным относится все же меньше. Т.е. при просмотре, человек понимает, что на самом деле такого быть не может, но глаза видят обратное. В качестве примера предлагаю посмотреть два изображения: "Новосибирск - Премьера" и "Война-войной..." Вы конечно догадываетесь, что на площади перед Оперным театром никак не может стоять штурмовой вертолет (хотя я бы не отказался от такого зрелища). Это же относится и к танку, остановившемуся около ресторанчика (на самом деле этот танк благополучно стоит в Москве (сквер на Поклонной горе). Совсем другое дело - техника исполнения. Бывает достаточно сложно добиться полной правдоподобности, а иногда и просто невозможно. Тем не менее, определение "фотомонтаж" заключается для меня именно в натуральности и правдоподобности.

С коллажами дело обстоит несколько иначе. Тут полный полет фантазии. Если в голове есть хотя бы приблизительный сюжет, то этого вполне достаточно. А дальше эксперименты и варианты. Можно попробовать десяток разных режимов смешивания, применить всевозможные фильтры и т.д. Более того, бывает мало и этого. После всех манипуляций и окончательного сведения изображения можно скопировать его в новые слои и поэкспериментировать с ними. Иногда получается еще более интереснее и загадочнее... Так, например, появилась картинка "Маленькая Атлантида". Первоначальный вариант выглядел несколько иначе, хотя и он сначала меня вполне устраивал.

Еще одна особенность коллажей (подразумеваются только мои картинки) - это некая преднамеренная условность. Вклеиваемые фрагменты смешиваются с основным фоном. Увеличивается прозрачность и т.д. Одним из примеров является картинка "Тишина". Я специально сделал стены этого архитектурного сооружения слегка прозрачными, сквозь которые проступает лес, хотя он вроде как должен быть на втором плане. Сразу скажу, что не все это понимают. Конечно было бы логичнее просто аккуратно вырезать это сооружение, "поставить" его на берегу, добавить отражение в воде... Но такой вариант очень уж логичный и правильный. И к тому же (при хорошем исполнении) достаточно правдоподобный. А хочется чего-нибудь другого. Что-нибудь такого, чего точно быть не может. А если и может, то только в воображении. Вы не согласны со мной?

И наконец есть совсем уж абстрактные картинки. Вот где условностей хоть отбавляй! Можно придумывать и "рисовать" все что угодно и как угодно. И для меня они интересны по-своему. Если интересны и вам, можете взглянуть на фото: "Абстракция" или "Свет в конце тоннеля". На сайте есть достаточно подробное описание этапов создания второй картинки.

А в заключении мне очень хотелось бы услышать ваше определение для изображения "Контакт". Что это по вашему: монтаж или коллаж?

Скажу несколько слов о создании этой картинки. Хотя и говорить то особо нечего. Все достаточно просто. Панораму вы конечно же узнали - это вид с Воробьевых гор на стадион "Лужники" в Москве. Инопланетный корабль - ничто иное, как трансформированная крыша этих самых Лужников. А почему бы и нет? Как там в песне поется: "Я его слепила из того, что было..." Единственное, что здесь "чужое", так это облака. Нижние просто наложены на фон, а верхние смешаны с теми, что изначально были на фотографии. Для полноты картины несколько затемнены и изменены цвета, а также добавлен источник света...

25.06.2005

Источник: http://www.molodykh.ru/

{1}

Webmaster: Nataly » Programming: sVoland